Факторинг

Факторинг или финансирование под уступку денежного требования представляет собой эффективный источник финансирования бизнеса, не зависящий от кредитоспособности предприятия.

Клиентом факторинговой компании может стать любое малое предприятие, деятельность которого связана с совершением сделок на основе отсрочек платежей. Сегодня факторинг успешно используется в работе поставщиков продуктов питания, парфюмерно-косметической продукции, канцелярских товаров, товаров народного потребления, медикаментов, бытовой химии. Все эти сферы объединяет высокая ликвидность продаваемых товаров, так как спрос на них постоянен и высок. В целом же факторинг может быть применен в любых отраслях, где практикуются отсрочки платежей, безналичные расчеты и наработаны постоянные торговые связи.

Факторинговые услуги включают в себя три вида услуг: финансирование, страхование кредитных рисков и управление задолженностью. При этом предприятие может выбрать наиболее удобную для себя комбинацию указанных услуг.

В целом схема факторинга выглядит следующим образом. Предприятие переуступает факторинговой компании (далее также - фактор) возникшую у него дебиторскую задолженность. Факторинговая компания выплачивает предприятию аванс. Далее дебитор переводит на счет факторинговой компании финансовые средства за поставленный товар, а факторинговая компания выплачивает предприятию остаток задолженности за вычетом процентов за пользование авансом и дополнительных комиссий.

Важным преимуществом факторинга является то, что для каждого случая факторинговая компания подбирает индивидуальную схему.

Схема предоставления факторинговых услуг при продаже товаров

 

1 - Клиент поставляет контрагенту товар с отсрочкой платежа

2 - Клиент уступает право денежного требования по поставке фактору

3 - Фактор выплачивает клиенту до 90% от суммы денежного требования (авансовый платеж)

4 - Контрагент клиента (дебитор) по истечении периода отсрочки платежа перечисляет деньги за поставленный товар фактору

5 - Фактор перечисляет клиенту разницу между суммой денежного требования и авансовым платежом, за вычетом факторинговой комиссии


Схема предоставления факторинговых услуг при покупке товаров

1 - Фактор оплачивает поставщику 100% стоимости поставки товара клиенту

2 – Клиент получает товар

3 – Клиент возвращает фактору стоимость товара плюс начисленные проценты

4 – Клиент продает товар дебитору на условии отсрочки платежа

5 – Клиент переуступает фактору задолженность дебитора

6 – Фактор выплачивает клиенту часть дебиторской задолженности

7 – Дебитор переводит фактору деньги за поставку

8 – Фактор выплачивает клиенту остаток дебиторской задолженности за исключением процентов и комиссии за дополнительные услуги.


В случае отказа дебитора от оплаты, возможны следующие варианты:

  • кредитные риски, связанные с расчетами с дебиторами, несет предприятие-клиент (факторинг с регрессом): предприятие должно вернуть факторинговой компании авансовый платеж и проценты, начисленные за время его использования;
  • риски несет факторинговая компания (факторинг без регресса): в случае если дебиторы отказываются платить, предприятию не нужно возвращать факторинговой компании полученный аванс.

«Ненастоящий» факторинг

Отдельные финансовые организации под видом факторинга могут предлагать кредитование под залог права требования. В данном случае речь идет об обычном кредитовании с использованием дебиторской задолженности в качестве обеспечения для кредита.

Преимущества факторинга

  • Относительная простота получения денег. В отличие от кредитования для получения факторинговых услуг не требуется наличия у предприятия положительной кредитной истории или залога;
  • Возможность получения дополнительного финансирования во время быстрого роста бизнеса;
  • Гибкая схема работы. В отличие от кредитования, факторинг не связывает предприятие жесткими временными рамками. Факторинговое финансирование осуществляется по факту отгрузки товара одобренным дебиторам и фактически пропорционально объему продаж. Погашение же факторингового финансирования осуществляется в момент оплаты отгруженного товара дебиторами;
  • Снижение рисков, связанных с отсрочкой платежей.
  • Снижение валютных рисков предприятия (в случае если предприятие закупает товары за валюту, а продает готовую продукцию на условиях отсрочки платежа за рубли);
  • Решение проблем, связанных с управлением дебиторской задолженностью - решение этих проблем берет на себя факторинговая компания;
  • Создание предпосылок для высоких темпов роста продаж. Более «гибкое» и постоянное финансирование при факторинге в совокупности с эффективным управлением дебиторской задолженностью позволяет более высокими темпами увеличивать товарооборот компании;
  • Улучшение баланса предприятия за счет исчезновения дебиторской задолженности и уменьшения кредиторской задолженности (в силу того, что факторинг удовлетворяет потребность во внешнем финансировании без привлечения заемных средств), что в свою очередь создает возможность для повышения кредитного рейтинга и капитализации компании.

Недостатки факторинга

Несмотря на названные преимущества, факторинг имеет и ряд недостатков. Самый основной из них - это высокая стоимость факторинговых услуг. Так, стоимость факторинга включает в себя стоимость денег, которые выплачиваются фактором клиенту в виде аванса при заключении сделки (рассчитывается в процентах годовых), комиссии за оформление сделки и стоимости дополнительных услуг, предоставляемых фактором (например, услуг по покрытию кредитных рисков и управлению задолженностью). Основную же роль в стоимости играет комиссия за дополнительные услуги.

Условия успешного сотрудничества с факторинговой компанией

  • Дебиторская задолженность должна образовываться в результате операций за безналичный расчет;
  • Сделки, по результатам которых образовывается дебиторская задолженность, должны носить легальный характер и быть корректно оформлены;
  • Дебиторская задолженность должна быть диверсифицирована: фактор заинтересован в большом количестве дебиторов в структуре задолженности;
  • Желательно, чтобы покупатели были постоянными (по крайней мере, поставщик должен планировать долгосрочное сотрудничество с ними) и поставки осуществлялись на регулярной основе;
  • Дебиторы не должны быть аффилированы с предприятием-клиентом.


« Назад

Новости банка

архив новостей »
29 Марта 2017
МСП Банк финансирует производителя спецтранспорта по льготной ставке в рамках «Программы 6,5»
подробнее »
24 Марта 2017
МСП Банк профинансировал производителя высококачественных полимерных пленок
подробнее »
17 Января 2017
Продолжается прием заявок на соискание национальной промышленной премии «Индустрия»
подробнее »