Новая парадигма образовательной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Анна Никитченко , Филипп Данько, Андрианова Ярослава
Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП)


В большинстве регионов РФ прописаны только общие направления реализации образовательной поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - МСП1), но отсутствуют концепции, детально описывающие механизмы реализации образовательной поддержки и её конкретные цели. Основной целью образовательной поддержки, как правило, является проведение уже доступных на рынке типовых образовательных программ по получению базовых знаний и компетенций.

На наш взгляд, на текущий момент образовательная поддержка в данном формате утратила свою актуальность:

  • рынок дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) уже достаточно развит, предоставляя широкий спектр образовательных программ;
  • наблюдается взрывной рост доступности программ, как в очной, так и в дистанционной форме лучших аналогичных программ со всего мира. К примеру, согласно данным прогноза Eduson.tv, 96% университетов США уже предлагают хотя бы один онлайн-курс. При этом охват отдельных образовательных программ несопоставим с очными курсами. Так, лекции американского преподавателя Салмана Хана2 просмотрели уже более 268 млн раз;
  • сформировалась культура самообразования «Помоги себе сам»;
  • все больше людей разделяют концепцию непрерывного образования в течение жизни;
  • изменения в мире происходят стремительно, поэтому типовые программы теряют свою актуальность, возрастает необходимость освоения принципиально новых навыков и профессий и реализации ситуационного подхода.

По данным наших исследований сейчас наиболее востребованы программы по узким тематикам, решающие конкретные проблемы субъектов МСП, как текущие, так те, которые сформируются в ближайшем будущем. Так, в дополнительных личных навыках3 испытывают потребность 22,8% руководителей МСП, а в обучении конкретным навыкам работников - 33,8% руководителей. Именно в этом ключе требуется смещение акцента с поддержки в виде предоставления доступа к ДПО на поддержку4, обеспечивающую решение конкретных проблем и задач субъектами МСП и региона через обучение их представителей конкретным методам решения возникающих проблем и задач на специальных тематических программах.

Примерами могут являться следующие проблемы, выявленные АНО «НИСИПП» при анализе МСП г. Москвы5:

  • проблемы взаимодействия субъектов МСП с ОИВ, осуществляющими процедуры/мероприятия поддержки и госуслуги:
  • сложности при прохождении плановых проверок субъектами МСП;
  • затруднения при реализации прав и возможностей при участии в процедуре выкупа субъектами МСП помещений;
  • проблемы, возникшие у субъектов МСП из-за перемен в экономической ситуации, вызванных изменениями государственной политики, в том числе трансформацией форм поддержки:
  • снижение конкурентоспособности и необходимость защиты своих интересов у конкретных видов деятельности МСП из-за изменений, сложившихся при вступлении России в ВТО;
  • недостаток финансовых средств у субъектов МСП-получателей имущественной поддержки, вызванный повышением арендных ставок;
  • проблемы неэффективности организации бизнес-процессов субъектами МСП, вызванные отсутствием необходимых знаний и навыков:
  • отсутствие у субъектов МСП обрабатывающих производств знаний и навыков участия в выставочно-ярмарочной деятельности;
  • недостаток у субъектов МСП знаний и навыков о порядке взыскания дебиторской задолженности.

Для реализации парадигмы образовательной поддержки, основанной на решении конкретных проблем определенных групп МСП необходимо внедрить целый ряд изменений, как в содержание проводимых программ, так и в процесс их организации либо в формате расширения существующих государственных программ, либо в виде новых отдельных программных документов.

Необходимые изменения содержательного и организационного характера:

  • повышение востребованности программ за счет глубокого анализа решаемых проблем с анализом успешных практик и формированием конкретных рекомендаций к разработке образовательных программ;
  • выделение и исследование целевой счетной аудитории (количество МСП, испытывающих конкретные проблемы ограничено, даже в г. Москве с высокой концентрацией МСП удалось выделить программы с целевой аудиторией до 300 МСП, что обеспечивает максимальную адресность) при разработке каждой обучающей программы;
  • привлечение (в т. ч. и в дистанционном формате) в качестве преподавателей специалистов с успешным практическим опытом решения аналогичных задач;
  • оказание сопутствующей консультационной поддержки в течение нескольких месяцев после прохождения обучения, в т.ч. с подготовкой отчета и описанием кейсов по решенным проблемам слушателей со стороны частного исполнителя;
  • создание коммуникационной площадки для целевой аудитории, обеспечивающей развитие коммуникации и кооперации как представителей целевой аудитории между собой, так и с общественными и государственными институтами, в т.ч. в формате специализированных электронных ресурсов;
  • обеспечение мониторинга результатов решения проблем субъектов МСП и региона со стороны частного исполнителя и общественных организаций;
  • разработка исчерпывающего технического задания, обеспечивающего реализацию выделенных задач и включающего перечисленные выше задачи;
  • привлечение частного исполнителя уже на этапе выявления проблем субъектов МСП и региональных администраций, формирования критериев и ключевых параметров образовательной программы;
  • внедрение автоматизированного мониторинга проблем субъектов МСП, современных трендов, включая планирование объемов переподготовки специалистов субъектов МСП региона с использованием экономико-математических методов и информационных технологий в рамках системы построения траекторий индивидуального профессионального развития;
  • формирование по итогам мониторинга новых программ, позволяющих обучать навыкам и профессиям будущего;
  • передача большей ответственности по реализации образовательной поддержки на частные профессиональные организации, что позволит повысить общее качество выполняемой работы на каждом из этапов реализации поддержки:
  • при исследовании проблем региона/города (обеспечит необходимое детальное изучение каждой конкретной проблемы);
  • при формировании критериев и разработке ключевых параметров образовательной программы (обеспечит разработку уникальных целевых программ);
  • при консультационном сопровождении (обеспечит высокое качество сопровождения);
  • при мониторинге результатов оказания поддержки (обеспечит максимально достоверные результаты).

Ответственность частного исполнителя может быть разделена на компетенции консалтинговых и образовательных организаций. Государственная ответственность в данном случае сводится к контролю качества работы исполнителя и к обеспечению реализации именно тех программ, которые способствуют решению проблем города и характеризуются высоким положительным экономическим и социальным эффектом.

Схематично новая парадигма образовательной поддержки отражена на Рисунке 1.

Рисунок 1. Изменение схемы реализации образовательной поддержки



В ряде регионов РФ реализуется «переходный этап», обеспечивающий рост эффективности образовательной поддержки, но большинство регионов характеризуется представленным выше этапом «текущее состояние».

Так, в г. Москве проработана «Концепция совершенствования системы образовательной поддержки малого и среднего бизнеса г. Москвы на период 2013-2016 гг.», включающая выделение проблем субъектов МСП и г. Москвы и проработку ряда других элементов, характерных для «переходного этапа», что позволяет говорить о потенциале повышения эффективности образовательной поддержки в данном регионе.

Реализация перехода к новой парадигме образовательной поддержки субъектам МСП позволит соответствовать современным мировым трендам и создать нацеленность на требуемый результат, как у исполнителей государственного заказа, так и у чиновников, ответственных за его контроль и прием. Это позволит увеличить и сформировать понятный конкретный положительный экономический эффект от реализации образовательной поддержки, способствуя развитию субъектов МСП, а также обеспечит рост удовлетворенности субъектов МСП реализуемой образовательной поддержкой. 


В комплексных региональных программах.

Основатель некоммерческой образовательной организации «Академия Хана», предоставляющей более 3600 бесплатных микролекций по различным тематикам.

В данном случае респонденты указывали как специфические, так и типовые личные навыки.

За исключением обязательных программ повышения квалификации.

Приведенный перечень не является исчерпывающим и включает лишь часть выявленных проблем.

« Назад

Разделы

Новости банка

архив новостей »
07 Ноября 2017
МСП Банк и Банк Оренбург подписали соглашение о сотрудничестве в сегменте кредитования субъектов МСП на форуме «Оренбуржье – сердце Евразии»
подробнее »
02 Ноября 2017
Банк России утвердил единые стандарты кредитования МСП, разработанные МСП Банком
подробнее »
31 Октября 2017
МСП Банк за 3 квартал более чем вдвое нарастил объем финансирования субъектов МСП
подробнее »